Ростропо́вич Мстислав Леопольдович (р. 1927), виолончелист, дирижёр, народный артист СССР (1966). Ученик С. М. Козолупова. Профессор Московской консерватории (1960-74). С 1974 живёт в США; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена - Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство восстановлено. В 1977-94 возглавлял Вашингтонский симфонический оркестр. Лауреат ряда международных конкурсов. Государственная премия СССР (1951), Ленинская премия (1964), Государственная премия Российской Федерации (1995).
* * *
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович - РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (27 марта 1927, Баку - 27 апреля 2007, Москва), русский виолончелист, дирижер. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1951), Государственная премия Российской Федерации (1991).
В СССР
Первые уроки получил от своего отца, виолончелиста, профессора Бакинской консерватории. Окончил Московскую консерваторию по классу С. М. Козолупова (см. КОЗОЛУПОВ Семен Матвеевич), занимался также по композиции у В. Я. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич). В 1945 удостоился первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. С 1948 преподавал в Московской консерватории; среди его учеников такие признанные звезды виолончельного исполнительства, как Н. Шаховская (см. ШАХОВСКАЯ Наталья Николаевна), Миша Майский, Жаклин Дю Пре, Борис Пергаменщиков, Иван Монигетти. Уже в молодые годы проявил себя как необычайно энергичный музыкант с сильной и многогранной артистической индивидуальностью. В конце 1940-х годов сблизился с С. С. Прокофьевым (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), первым исполнил его Сонату для виолончели и фортепиано (1950) и Симфонию-концерт для виолончели и оркестра (1952). Среди советских музыкантов своего поколения (то есть начавших профессиональную деятельность в годы «железного занавеса») одним из первых приобрел мировую известность. В 1956 сенсационно дебютировал в Лондоне и Нью-Йорке. Для Ростроповича писали многие композиторы, как отечественные (Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Д. Кабалевский (см. КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович), А. Хачатурян (см. ХАЧАТУРЯН Арам Ильич), А. Пярт, Т. Хренников (см. ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич), А. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), Р. Щедрин (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), С. Губайдулина (см. ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна)), так и зарубежные (Б. Бриттен (см. БРИТТЕН Бенджамин), А. Дютийе, А. Жоливе, В. Лютославский (см. ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд), Л. Бернстайн (см. БЕРНСТАЙН Леонард), Л. Фосс, Л. Берио, К. Пендерецкий (см. ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф), О. Мессиан (см. МЕССИАН Оливье)). В 1940-60-х годах частыми партнерами Ростроповича по камерным ансамблям были Э. Гилельс (см. ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич), С. Рихтер (см. РИХТЕР Святослав Теофилович), Д. Ойстрах (см. ОЙСТРАХ Давид Федорович), Р. Баршай (см. БАРШАЙ Рудольф Борисович), Л. Коган (см. КОГАН Леонид Борисович), из зарубежных музыкантов - Бриттен. Ростропович выступал также как пианист, аккомпанируя своей жене, певице (сопрано) Г. П. Вишневской (см. ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна).
С течением времени рамки классического и современного сольного и ансамблевого репертуара стали для Ростроповича тесны, и в конце 1960-х годов он начал успешную карьеру оперного и симфонического дирижера. Ростропович был удостоен высших советских наград (в том числе Ленинской премии, 1964), однако официальные власти не простили ему дружбу с А. И. Солженицыным, (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич) чинили ему препятствия в концертной деятельности, лишали его и Вишневскую возможности полноценно работать. В 1974 Ростропович и Вишневская вынужденно покинули страну, а в 1978 были лишены советского гражданства.
За рубежом
За рубежом, где у Ростроповича было громкое имя, карьера его сложилась более чем удачно. В 1977-94 Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне, выступал в концертных залах всего мира. В годы перестройки Ростропович и Вишневская смогли вновь приехать в Россию. С 1989 Ростропович снова концертирует в России и странах бывшего советского блока. В 1991 во время Августовского путча (см. АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ 1991) находился в рядах защитников Белого дома, позднее и Ростроповичу и Вишневской было возвращено российское гражданство.
Как солист выступает с ведущими оркестрами и дирижерами, как ансамблист - с музыкантами разных поколений, в том числе с И. Стерном (см. СТЕРН Исаак), Ж.-П. Рампалем, М. Аргерих, Г. Кремером, Ю. Башметом (см. БАШМЕТ Юрий Абрамович).
В огромной по объему дискографии Ростроповича немало позиций, которые вошли в золотой фонд исполнительского искусства 20 в. Среди них - записи всех сонат для виолончели и фортепиано Бетховена (с Рихтером), виолончельных концертов Гайдна (см. ГАЙДН Йозеф), Дворжака (см. ДВОРЖАК Антонин), Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Лютославского (см. ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд), симфонической поэмы Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард) «Дон Кихот». Артистическая индивидуальность Ростроповича-дирижера наиболее ярко раскрывается в музыке Чайковского, Шостаковича (все симфонии, опера «Леди Макбет Мценского уезда») и Прокофьева.